Александр Постанович, «XXL»

Наткнулась на отзыв блогера «Книжный Лис». Как увидела слова «производственный роман», сразу нашла бесплатный фрагмент. Пока читала, несколько раз рассмеялась – надо брать! Полную версию проглотила за пару дней.

Поделюсь тем, что мне понравилось больше всего.

Конечно, я купилась на жанр. Столько бизнес-романов уже перечитано, а производственные по своей сути очень близки. Нельзя же пропустить! Как и в любой книге этого жанра, здесь показана внутренняя кухня организации, а конкретнее – рекламного агентства со всеми сложностями и перипетиями.

Сначала автор проводит экскурсию по офису:
вот странный рисунок на стене («никто не закажет у вас рекламу, если в вашем офисе нормальные стены»),
здесь надувная груша с распечатанным лицом бренд-менеджера со стороны клиента,
в центре – винтовая лестница, ведущая к руководству (тактический ход, чтобы сотрудники лишний раз не задавали вопросы),
а там располагается Мордор – креативненькое название переговорки.

Агентство населяют колоритные персонажи:
Юля на ресепшен, бывший секретарь в прокуратуре;
руководитель Лера, чье настроение зависит от погоды за окном, фазы Луны и других случайных факторов;
продажница Настя, которой поручили это дело в наказание;
Стас, ответственный за видеопродакшн, пренеприятнейший тип – саботирует все переговоры, критикует идеи и сопротивляется задачам;
гендир Михельштейн, экономный и сомневающийся в эффективности сотрудников;
ну и наконец две креативные пары «Всемогучая кучка» и «10:40», перед которыми ставятся нетривиальные задачи типа «продать дорогие невкусные неполезные смузи». Главная героиня Катя как раз здесь и трудится.

Любопытно наблюдать за процессом, как герои справляются с самыми разными запросами клиентов («Кока кола», «Бургер кинг», «Икеа»). Автор показывает боли и радости креативщиков. Частенько им приходится выполнять не только свои прямые обязанности, но обдумывать стратегию, продажи и маркетинг. Но щедрые подарки от брендов в виде наушников, спортивного инвентаря и даже зимних шапок эти горести компенсируют.

Через художественную форму автор добавляет элементы «пользы»: рассказывает, что такое ситуативный маркетинг, инсайты и техника «а что, если», как проходит мозговой штурм и как создать портфолио. Помимо погружения в историю, получаешь несколько практичных инструментов.

Конечно, не обошлось и без намёка на романтику. Главная героиня решает, что же ей больше подходит – «бесконечная остановка с Максом или непрерывное движение с Эдгаром», сохранить пятилетние отношения или пуститься в новые. Но случайно подслушанный разговор ставит всё на свои места.

Что меня ещё зацепило? Это книга в книге. Автор пишет первый роман и делится процессом его создания с помощью выдуманного персонажа – «известного литератора, публициста, автора трёх бестселлеров о том, как писать книги, за свою карьеру написавшего три бестселлера о том, как писать книги». Евангелина Глория (урождённая Ева Голованова) сразу рекомендует создать досье на каждого героя. Александр начинает прямо с неё, «ведь она тот ещё герой», и на ней же и заканчивает.

Устами Евангелины комментируется каждая глава: здесь «битов» не хватает («насыщенность квадратного сантиметра текста событиями»), там – «глобальной интриги», тут «самое время для эмоциональной дубины» и вообще «история должна мгновенно схлопываться в нарратив», чтобы читатель мог представить «сиквелы, приквелы и спин-оффы». Автор спорит, ставит под сомнение и порой откровенно посмеивается над приёмчиками, но, в конечном счёте, применяет и показывает, что из этого выходит (иногда делает вид, чтобы усыпить бдительность Евангелины).

Ну и не могу не отметить характерный авторский стиль: хочется перечитывать каждую страницу заново. Ёмко, точно и с юмором.

Эта книга будет интересна тем, кто хочет узнать больше о работе рекламщиков, ценителям жанра и начинающим писателям.

Добавить комментарий