Любовь Гвоздилина, «Обучение в бизнесе. Кто кому Пигмалион»

Автор собрал двадцатилетний опыт управления функцией L&D в крупных корпорациях. Маркетинг, обучение лучшим практикам, blended learning в действии, собственная разработка «бизнес-интегрированное обучение» (БИО), компетенции и их оценка, команда L&D – эти темы затронуты в книге.

Множество кейсов с практическими рекомендациями, чек-листы, примеры программ. Фрагменты переписки с коллегами, партнёрами и клиентами, авторские ответы на профессиональных форумах, материалы тематической рассылки и статьи в профильных изданиях – в качестве иллюстраций.

Книга стала настольной – читала с карандашом. Нашла её совершенно случайно, в Новгороде, пока коротала время до электрички. Начала ещё в книжном, и дорога домой пролетела незаметно.

Ниже несколько ключевых идей.

«Обучение в бизнесе – это обучение бизнесу. Чтобы сотрудники были лучшими на своём рабочем месте, а руководители – на своём». Таким образом, уникальная функция L&D – повышение качества работы до уровня лучших практик, что приносит реальную пользу бизнесу.

«Сверхзадача обучения – максимальная вовлечённость человека в его работу, если хотите – до состояния влюбленности». Нужно создать условия, чтобы сотрудники постигали секреты профессии и стремились к мастерству. Призывы не работают. Работает практика «становления лучшими» и развивающая среда, которая эту практику культивирует.

Недаром книга начинается с главы о маркетинге – это одна из самых острых проблем. Вот есть классное обучение, проверенный инструментарий, но о нём не знают, в него не верят, им не пользуются. Почему?

Всё дело в коммуникации:
«Самое глубокое проникновение HR в организацию происходит не залпами по массовым каналам, а путём ежедневного «капельного орошения» каждого отдельно взятого человека. Как английский газон – косить и поливать, и так 300 лет».
С помощью реальных писем автор показывает, как нужно доносить ценность обучения до руководителя, который, по сути, отвечает за развитие своих сотрудников.

Боль специалистов L&D озвучена здесь:
«У нас исторически сложилась практика «лечить» обучением ВСЕ проблемы. Эта практика неправильная: обучение не решает проблемы плохого менеджмента <…>. Кроме того, «лечение» обучением приводит к формированию негативного отношения людей к учебным мероприятиям». Часто заказчик ожидает волшебства, а в классе слышишь: «Почему меня сюда прислали, у меня что, проблемы?».

Другой недуг – начинать с чистого листа со словами «у вас тут всё неправильно»:
«Корпоративное обучение относится к числу очевидных жертв профессионального беспамятства – его особенно любят строить «с нуля». И L&D специалисты с гордостью записывают себе это достижение в резюме. Похоже, мы возвели наше хроническое заболевание в ранг экспертизы».

Мне созвучно представление автора о команде L&D. Автор сравнивает её с камерным оркестром Practum Integrum, у которого нет дирижера. Во время выступления художественный руководитель сидит со своей виолончелью в одном ряду с другими музыкантами. Команда L&D – «ансамбль солистов, где каждый значим сам по себе, но только вместе с другими». Поэтому автор ищет максимально сильных профессионалов в тех областях, в которых сам не является специалистом. И трудится на равных с остальными.

Книга издана в 2018 году, но эти слова особенно актуальны сейчас: «Работы через край, никакой кризис не помеха, и нет предела профессиональному L&D творчеству».
Развитие и созидание – каждый день даже в период турбулентности!

Полезное чтение для всех, кто занимается корпоративным обучением.
Первая и последняя главы особенно интересны.

Добавить комментарий