Преподавание в Вышке

Каждый сентябрь я вспоминаю удивительное время в моей жизни — преподавание в Высшей школе экономики.

  • 3 года
  • 2 факультатива
  • 250 и 60 студентов
  • 1750 письменных домашних заданий
  • 20 курсовых

Как это произошло?

круглый стол

В 2011 году я случайно попала в Отдел по внеучебной и воспитательной работе в Вышке и занялась направлением «Карьера». Помогала студентам в составлении резюме, связывалась с работодателями насчет практики, организовывала Дни карьеры и мастер-классы от компаний.

Через год вместе с моим руководителем удалось согласовать проведение факультатива под названием «Управление карьерой» для 2 курса на факультете менеджмента (название, кстати, придумал декан). По задумке в концентрированном виде мы помогали студентам выбрать вектор дальнейшего развития и направление обучения на 3 курсе (маркетинг, HR, логистика и т.п.), учили их проходить все этапы собеседований, рассказывали о рынке труда, знакомили с работодателями. При реализации программы я экспериментировала с разными форматами, чтобы студентам было не только полезно, но и увлекательно.  Один из них — «вертушка» с представителями разных организаций и сфер деятельности, предпринимателями, выпускниками. Это всегда было самое яркое, запоминающееся событие по обратной связи от студентов. Также у студентов было довольно ёмкое домашнее задание (7 заданий на 8 недель), только я не учла склонность студентов все оставлять на последний момент… Так что последнюю неделю перед финальной оценкой я практически не спала (но это было только в первый год, потом я сделала умнее — у каждого задания был дедлайн).

Несколько слов о количестве студентов. Поскольку это факультитивные занятия, преподаватели приглашали студентов записаться на общем собрании в актовом зале. После моей интерактивной презентации, когда я впервые почувствовала силу кивания (на мои вопросы большинство в зале кивали в ответ), ко мне записалось 80 студентов (из 120). В следующие 2 года уже работало сарафанное радио. Если во второй год я еще проводила презентацию, в третий 90 человек записались без моего участия. Суммарно 250 человек прошли этот курс. После феноменального успеха первого факультатива утвердили программу для 3 курса под названием «Развитие профессиональных компетенций». Он прошел дважды для 60 студентов, а потом после существенных преобразований в Вышке все факультативы отменили, да и мне было непросто совмещать преподавание с работой в организации и аспирантурой.

Другим интересным опытом было научное руководство студентов в курсовом исследовании. За 3 года я курировала 20 студентов 2 и 3 курсов. Что это из себя представляло? Совместные встречи (даже у меня дома), индивидуальные встречи в кафе (сколько их было!), ежедневное вечернее кропотливое прочтение текста и редактирование, предзащиты с каверзными вопросами, у нас даже группа в vk была под названием «Курсовое исследование».

Не менее увлекательно было присутствовать на защитах других студентов, но очень непросто — оценивать эти курсовые работы за 10 минут, когда ты и презентацию слушаешь, и текст листаешь, и должен еще что-нибудь в обязательном порядке спросить (а ты вообще не в теме). Часто комиссия собиралась разношерстная (главный критерий — не быть у «своих» студентов), поэтому приходилось вникать и в маркетинг, и в финансы, и в логистику. И если в маркетинге я еще что-то смыслю, то с финансами было совсем все грустно. Особый разговор — система оценки. В Вышке это 10-балльная шкала, а по ней оценивать сложнее.

В 2014 году среди студентов проводился опрос для определения рейтинга преподавателей. Тогда я стала «Лучшим преподавателем». Это было лучшей наградой за все труды и бессонные ночи.

Весь этот опыт я пыталась отразить в кандидатской диссертации, которую когда-нибудь я допишу и защищу. Хотя при текущих интересах и задачах тему уже давно нужно поменять.

Преподавание в вузе — определенно очень яркий период в моей жизни!

Добавить комментарий