Такие разные участники тренингов
Мне очень нравится теория множественного интеллекта Х. Гарднера. Он считает, что существуют различные виды интеллекта (а не только логико-математический!), которые не зависят друг от друга и действуют как самостоятельные системы. Есть и музыкальный, и телесно-кинестетический, и межличностный интеллекты! Всего их 9.
А если есть такое разнообразие интеллектов, мы не можем это игнорировать во время обучения! Когда мы готовим программу тренинга, мы можем добавить в него упражнения для каждого типа интеллекта. Ниже приведены примеры упражнений.
Примеры активностей во время тренинга для разных типов интеллекта:
Вербально-лингвистический:
Виды активностей: чтение, письмо, говорение, дискуссии, дебаты, презентации, игры типа «Alias» или «Табу» на объяснение слов.
Например, предложить добровольцу презентовать результаты работы в группе.
Логико-математический:
Виды активностей: задания на классификацию и последовательность действий, числовые и логические игры, решение различных сложных ситуаций, задачи с подсчетом.
Например, дать задание проанализировать фотографию дня менеджера или выполнить хронометраж собственного дня.
Визуально-пространственный:
Виды активностей: просмотр презентаций и видеороликов; использование пространства всего помещения, активное задействование стен.
Например, показать наглядную презентацию по теме.
Музыкальный:
Виды активностей: музыкальное сопровождение.
Например, включить музыку, когда участники заполняют опросники.
Телесно-кинестетический:
Виды активностей: физическая активность, конструирование, подвижные игры, пантомима, использование участниками различных инструментов во время упражнений.
Дать задание, в процессе которого нужно выполнять определенные манипуляции с бумагой (отрывать кусочки, складывать и т.п.).
Исследовательский:
Возьмем шире — не только исследование природы.
Виды активностей: тесты, опросники, разбор кейсов.
Например, дать задание выполнить тест по определению своего типа.
Внутриличностный:
Виды активностей: самостоятельные задания, творческие задания, различные способы рефлексии.
Например, дать задание письменно проанализировать свои сильные и слабые стороны после упражнения.
Межличностный:
Виды активностей: деловые игры, дискуссии, дебаты, соревнование между командами.
Например, дать задание обсудить в командах схожие черты по пройденному тесту.
Экзистенциальный:
Виды активностей: рассуждения по философским темам, анализ причин и последствий разных жизненных ситуаций, обдумывание своей миссии.
Например, дать задание составить список своих желаний в ближайшие 10 лет.
Что даёт нам применение теории Х. Гарднера?
- В разы улучшается усвоение материала.
- Тренинг становится разнообразным. Самому тренеру становится интересно!
- Это позволяет постоянно держать энергию в группе на высоком уровне.