Ты ж тренер

За 15 лет в профессии встречалась с самими разными ожиданиями, но многие из них были о-о-очень далеки от реальности. Вот несколько наиболее частых.

Ожидание: Верка Серючка.
На корпоративе: «Что-то скучно становится. Может, девчата из отдела обучения что-нибудь проведут? Давайте поиграем!».

Реальность: тренер не равно массовик-затейник, вожатый «Орлёнка» и тамада в одном флаконе. Более того, он далеко не всегда экстраверт. Иногда ему хочется забиться в тёмный угол подальше от других, налить себе… виноградного сока и просто ПОМОЛЧАТЬ! Особенно после недели непрерывной нагрузки.

Ожидание: и швец, и жнец, и на дуде игрец.
Запрос заказчика: «Нам нужен тренинг по продажам, а ещё конфликт назрел, надо разрешить. Да и цели на год поставить неплохо, чтоб вместе взяли и побежали. И на сплочение что-нибудь проведите, пока пиццу будем есть — иначе в выходной не затащить».

Реальность: возможно, где-то и существует такой уникум, который с одинаковой степенью экспертности может научить переговорам, лидерству и системному мышлению. Но мне такие пока не встречались. Специализация! Кто пойдёт лечить желудок к неврологу-хирургу-гастроэнтерологу? У тренера, конечно, много инструментов, но во всех ли он мастер?..

Ожидание: Дамблдор, Гэндальф и Йеннифер в одном лице.
Из заявок в отдел обучения: «сотрудники не умеют говорить, сделайте что-нибудь», «пусть они уже полюбят клиентов», «проведите персональный тренинг, как поверить в подчинённых».

Реальность: волшебных палочек у нас нет, магических способностей тоже (хотя судя по тому, что мы вытворяем за короткое время, начинают одолевать сомнения). Невозможно решить глобальную проблему одним способом. Нужен комплексный подход. И здесь да здравствует кросс-функциональная команда! Сначала управление организацией, потом процессами и только затем – исполнителем.

Ожидание: Энтони Роббинс.
Комментарий руководителя к списку работников на обучение: «У них с мотивацией не очень. Зажгите их!».

Реальность: да, одна из задач обучения – создавать мотивацию. Только вот какую? Использовать инструменты и улучшать собственную результативность. Но стимулировать персонал выполнять свои прямые обязанности – задача руководителя! Большое разочарование ждёт тех, кто отправляет на часовое (!) мероприятие толпу незаинтересованных сотрудников, чтобы они вдохновились и мигом одумались.

Ожидание: высокоскоростной Сапсан.
Удивлённое лицо заказчика: «Сколько-сколько? Два полных дня? А работать когда? Ну не-е-ет, слишком много времени… Может, сократите до трёх часов?».

Реальность: нереально натренировать навык за пару часов. Конечно, можно создать среду, выбрать подходящие форматы, пойти против корпоративных стандартов и позволить персоналу сидеть в гаджетах. Как правило, так даже лучше, но это недели вдумчивой работы тренера, сотрудников и… руководителя! Обучение не заканчивается в классе, компьютере или смартфоне. А закреплению навыка требуется время.

Добавить комментарий