Что было до бизнес-романа?

Оказывается, у полюбившегося мне жанра есть родоначальник – производственный роман (occupational novel). Слышали о таком?

Создателем жанра и термина считают французского писателя и инженера Пьера Ампа (Анри Бурильона), автора цикла романов «Страда человеческая» (1908-1922 гг.). Книга «Шампанское» посвящена процессу производства вина, «Свежая рыба» – добыче и обработке… рыбы, «Рельсы» – функционированию железнодорожной станции, «Песнь песней» – парфюмерной промышленности.

Последователем и популяризатором жанра на Западе был Артур Хейли. Он написал 11 романов о работе полиции, банка, телевидения, аэропорта, метеостанции и др. (1958-1997 гг.). Для создания реалистичной обстановки писатель исследовал отрасль, погружался в документацию предприятий, начитывал литературу. Например, для романа «Отель» он изучил 27 книг о гостиничном бизнесе.

Этот жанр был популярен и в Советском союзе. Труд, индустриализация, промышленность. Вполне закономерно, что производственный роман с 1925 года вплоть до 60-х был «визитной карточкой» советской литературы, основным жанром соцреализма. Из имен это В. Катаев, К. Паустовский, Л. Леонов, И. Эренбург, Ю. Крымов и др. Первым «каноническим» романом считают «Цемент» Ф. Гладкова.

Продолжил традиции ленинградский писатель И.П. Штемлер. Его часто сравнивали с Артуром Хейли из-за скрупулёзности подготовки фактуры. Для правдоподобности он работал в той профессии, о которой рассказывал. Например, роман «Уйти, чтобы остаться» основан на материалах Пулковской обсерватории. Опыт таксиста, проводника поезда, архивиста, инспектора в Доме ленинградской торговли пригодились для написания произведений «Таксопарк», «Универмаг», «Архив», «Поезд» (1965-… гг.). В 1993 году он написал «остросюжетный роман о русском бизнесе «Коммерсанты».

Гуглить я стала по наводке главного редактора МИФа. На вебинаре спросили, допускаются ли в бизнес-романе дополнительные линии, например, про отношения героев. На что был ответ: конечно, да — такими были производственные романы… а также добавили, что у нас этот жанр не пользовался популярностью и часто книги сдавали в макулатуру, чтобы покупать классику.

Интересно, в чём причина, помимо идеологической составляющей. В недостаточной художественности? В поверхностном раскрытии профессии («для новичков»)? Или непонятно, кому эти книги предназначены?

P.S. Недавно совершенно случайно (благодаря флешмобу «Барышни и книги») узнала, что у жанра всё-таки есть ценители. Коллега-по-буквам порекомендовала ещё десяток романов: «Большой пожар», «Кафедра», «Приёмный покой», «Случайный ветеринар», «Киберг и его лесник» и др. (спасибо!). Список для чтения пополнился.

(Художник — Дейнека А.А.)

Добавить комментарий